Вера, движущая жизнь

Вера — единственный движитель жизни, без нее начинается застой, прекращаются всякие изменения. Одно тоже изо дня в день, из года в год, из тысячелетия в тысячелетие, некоторые цивилизации очень хорошо знакомы с этим застоем. И только вера единому Богу способна вносить животворящие перемены в жизнь. Апостол Павел пишет: «А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр 11:6). Вера не является мировоззрением или системой понятий. Вера — это живое отношение человека и Бога. Вера не предполагает обратимость, она — непрерывный процесс изменения человека, его души. Вера всегда личностна, нет общей веры на всех, к которой можно присоединиться, она всегда представляет личное отношение человека к Богу. Многие люди могут веровать в одно и то же из-за общности взглядов, знаний и опыта, но общность и единство их веры должны опираться на личное исповедание.

Классическое определение веры в Писании таково: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11.1).
Здесь выделены две составляющие веры – ожидаемое, которое осуществляется, становиться реальностью, и невидимое, в котором надо быть уверенным.
Уверенность в невидимом — вера не может основываться на пустом месте, полном незнании предмета веры и поэтому для веры необходим некоторый минимум знаний и представлений — истин или догоматов веры.
Поскольку вера предполагает, прежде всего, наличие у человека свободной воли и на ее основе совершения свободного выбора, то и истины веры не доказываются, а постулируются — каждый волен сам определяться принимает он их или нет.
Истины веры должны иметь глубокий смысл для человека, иначе, если нет смысла, то и вера не сможет окрепнуть.
Наиболее кратко эти основополагающие истины изложены в христианском Символе Веры. Вот он:
1. Верую во единого Бога Отца Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
2. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век: Свет от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.
3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.
4. Распятого же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.
5. И воскресшаго в третий день по Писанием.
6. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.
7. И паки грядущаго со славою судите живым и мертвым, Его же Царствию не будет конца.
8. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. 9. Во единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
10. Исповедую едино крещение во оставление грехов.
11. Чаю воскресение мертвых;
12. И жизни будущаго века. Аминь.
Символ веры не является молитвой, а именно кратким, сжатым исповеданием основ православной веры. Христианину недостаточно знать символ веры наизусть, необходимо понимать о чем говорит каждый член Символа вера, чтобы вера не была слепа, но было полное понимания своей веры. Понимание того, откуда берет свое начало атеизм и почему он так агрессивен к вере, прежде всего к христианству.

Понимание основ веры помогает человеку сформировать ясную систему координат, обрести жизненные ориентиры, которые необходимы для исполнения заповедей любви к Богу и ближним, а также цель жизни, полагаемую за пределами земного бытия.
«Вера есть созерцание неявного и ведет к такому же полному убеждению в невидимом, как в видимом. Как невозможно не верить видимому, так невозможно быть вере, когда кто не убежден в невидимом вполне также, как в видимом. Предметы надежды представляются не имеющими действительности, но вера поставляет им действительность…; так, напр., воскресения еще не было и нет в действительности, но надежда делает его действительным в нашей душе» (Иоанн Златоуст).
Более подробное и обширное изложение основ веры,в том числе и само объяснение членов Символа веры можно почерпнуть из Святого Писания и Святого Предания.
Святое Писание — книги Ветхого и Нового Заветов (Библия). Библия писалась пророками и апостолами – святыми, наставляемыми Святым Духом – третьим лицом Святой Троицы (святой – человек, достигший большой духовной чистоты, благодаря которой он становится способным к непосредственному общению с Богом).
Святое Предание или устная традиция. Сам Ветхий Завет прежде являлся преданием — появление первых устных сказаний датируется 19 – 17 веком до Р.Х., а написание первых глав относятся к 13 веку до Р.Х., т.е. ко времени жизни Моисея. До этого периода книги Библии не были записаны и передавались из уст в уста, т.е. являлись устным преданием. Святое Предание – та часть учения о Боге, о Христе, о спасении, о Церкви, богослужении, человеке, которая не вошла в Святое Писание, а передавалась устно и позже была записана святыми отцами. Важную часть Святого Предания составляют учение о таинствах. В предание также входят решения первых семи вселенских соборов (состоявшихся до отделения от Церкви ее западной части) и поучения святых отцов. Первые ссылки на Святое Предание встречаются у апостола Павла:
«Итак братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2 Фессалоникийцам 2;15)
«Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я предал вам» (1 Коринфянам 11;2)
На основании Святого Предании написано Евангелие от Луки:
«Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как предали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, то рассудилось и мне по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором ты наставлен.» (От Луки 1;1-4).
Черпая свои знания о Боге из этих источников, человек обретает свою уверенность в невидимом – учится доверять Богу, жить по вере.
Осуществление ожидаемого — это вторая сторона веры и реализуется она, прежде всего через доверие Богу. То есть можно верить в существование Бога, но это не предполагает жизнь в Боге, а лишь разрешение сомнений о Его существовании, но можно доверять Богу и строить свою жизнь на основе такого доверия.
То есть, если веруем в то, что Бог — любовь, то в своих делах обязательно должны поступать в соответствии с заповедью любви. А иначе не получается вера, поскольку если человек верит, то веру он должен полагать в основу всей своей жизни, руководствоваться критериями веры во своих мыслях, чувствах, поступках, — в большом и в малом, верою творить свою жизнь.

Икона "Символ веры"

Нельзя говорить о вере, когда в мыслях и на словах человек стремится к вере, а в своих делах не поступает по ней, или в делах показывает себя верующим человеком, а в мыслях – сомнения, в сердце – метания. Вера лишь тогда становится верой, когда человек стремится и во внешних поступках и во внутреннем отношении к жизни и ближним воплотить свою веру — отобразить Того, по образу Которого создан, соответствовать Его заповедям. Осуществляя ожидаемое, поступая в соответствии с верой человек на практике укрепляет свою веру.
Антоний Сурожский пишет о доверии, что дело не в том, что знает человек о вере, о возможностях веры, и прочих обетованиях, а как человек относится к источнику веры, к лицу веры: “начинается это не с понятий, а с лица”. То есть с того, Кому человек доверяет.
Именно через доверие Богу и начинается построение жизни по вере.
Апостол Иаков говорит о разных формах веры: «Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства. И исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим». Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только? Подобно и Раав, блудница, не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем? Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иаков 2,19-26)
Три веры показано в этом отрывке из послания апостола:
а) вера страха, — когда веруешь и даже знаешь, а бесы знают наверняка, и боишься того, чему веруешь, со страхом ожидаешь свершения обетований Божьих, через такую веру нет спасения, нет Воскресения человеческой души – это вера бесовская;
б) вера без дел – собственно и не вера даже, потому что не имеет в себе жизни, а лишь одно мудрствование, пустое знание, значит и к вечной жизни привести не может, это вера без доверия;
в) вера, делами достигающая совершенства, делами соответствующими твоей вере, т.е. добродетелями – делами исполненными любви и добра, такая вера приводит человек к спасению, к жизни вечной, такая вера сама творит вокруг себя жизнь и примеры такой веры мы имеем в лице святых.
Итак отвлеченное согласие с тем, что существует нечто, управляющее всем миром, некий «высший разум», “вселенский супермозг”, абстрактная «высшая справедливость для всех», “правда для всех” и доверие этому “нечто” называется «верой страха».
Такая вера широко распространена в современном мире, ее проповедуют СМИ, различные эзотерические объединения и псевдоверующие, которые верят в этого самого «есть что-то выше нас».
Многое из того, в чем человек сомневается, так как не видит, доподлинно известно бесам и уж они то абсолютно точно знают, что есть Бог, превосходящий их во всем. Их вера основывается на этом знании, и эта вера вселяет в них страх, т.к. она не открывает им пути к спасению.
Вера без дел — то самое пустое мудрствование, когда человек знает, но не учится жить в соответствии со своими знаниями, оставляет их «на потом». Вера — это непрерывный процесс изменения себя — очищение ума и сердца, обретения навыков добродетельной жизни. Через это меняется человеческая душа — освобождается от греха и обретает настоящую живую веру.
Апостол Павел говорит о том, что нельзя стоять на месте, но необходимо постоянное движение в вере «Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (Филиппийцам 3:13-14)
Православная вера и есть та самая вера «делами достигающая совершенства». Она имеет в своем основании необходимые для спасения Богооткровенные истины и открывает человеку истинные пути к изменению себя, построению дела своего спасения: «И познаете истину и истина сделает вас свободными. Ему отвечали: мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: «сделаетесь свободными»? Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий делающих грех есть раб греха» (От Иоанна 8;32-34).
Итак, живая вера, — это та вера, которая укрепляется через постоянное совершенствование в познании любви, добра, стремлении к Богу и через воплощение познанного в своей жизни именно такая вера освобождает человека от греха и приводит к Богу. Но стоит всегда помнить: даже живя по добродетелям, нельзя останавливаться и довольствоваться достигнутым, потому что это делает человека беспечным и гордым, по этой причине и говорит апостол: «Братия, я не почитаю себя достигшим».
«Подлинность нашей веры определяется тем, как мы живём. Мы должны действовать в соответствии с нашей верой и постоянно доказывать её благостью и силой Божьей, пребывающими в нас. Это не значит, что нам надо совершать неразумные поступки, «искушая Бога», лишь бы только доказать Его участие; но просто каждый из нас должен стремиться к праведности и жить верой, какой бы маленькой и слабой она ни была, и тогда с Божьей помощью многое, что даже трудно было себе представить раньше, станет осуществимым». (Прот.Фома Хопко Основы Православия)
Пример такой веры полного доверия дает нам Авраам, он не просто верил в существование Бога, но и доверял Ему до такой степени, что готов был бросить все, и пойти туда, куда указано свыше. Единственное, что знал Авраам — это то, что с ним говорил Бог «Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» (Быт. 15.6).

PS
“…само знание часто основано на вере. Абсолютный скептицизм не ведёт к знанию, которое и возможно только потому, что мы верим в познавательную способность человека, в то, что объекты познания действительно раскрываются нам, и что ум и чувства нас не обманывают. Например, любой письменный источник, особенно связанный с историей, требует от читателя доверия к нему, но чтобы поверить, что автор говорит правду, у читателя должны быть для этого основания и некоторое знание предмета. С другой стороны, знание может быть достигнуто через доверие ещё неведомому, и в свете веры можно увидеть смысл в том, что кажется абсурдным. Например, верующий во Христа понимает смысл страдания и смерти иначе, чем неверующий или последователь какой-нибудь другой религии или философии.” (Фома Хопко “Основы православия”)
«На вере утверждается земледелие: ибо кто не верит тому, что соберет произрастшие плоды, тот не станет сносить трудов. Верою водятся мореплаватели, когда, вверив судьбу свою малому древу, непостоянное стремление волн предпочитают твердейшей стихии, земле, предают самих себя неизвестным надеждам и имеют при себе только веру, которая для них надежнее всякого якоря»
(Кирилл Иерусалимский «Огласительные поучения»)
Отличительная особенность познания, реализуемого в вере, является диалогичность (диалог), согласно которому субъект веры активно соотносит самораскрывающийся объект веры с собой. В этом смысле религиозная вера отличается от философского или научного знания не тем, что не достаточно аргументирована или уверена в своём предмете, а по способу получения и обоснования своего знания.
Русское слово «вера» восходит к праслав. вѣра, которое в свою очередь является формой женского рода праиндоевропейского прилагательного *wēros — правдивый, верный, истинный».
Вера, возможно, является универсальным свойством для человеческой природы, она проникает во все элементы его жизни и в том числе реализует необходимость обмениваться опытом с другими людьми в ходе совместного труда и обобщения опыта. ​

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

два × три =

Прокрутить вверх