Ветхозаветные прообразы Креста

Здесь приведем некоторые прообразы Креста в Ветхом завете.

Что такое прообразы?

Мы называем икону образом, поскольку она имеет не точное сходство с человеком, но скорей сходные черты и некое душевное состояние (молитвенное) — образ, пример, на который хорошо ориентироваться. И действительно, когда смотришь на икону, поневоле и мысли и чувства устремляются к вышнему.

Существуют и другие прообразы. Когда художник, собирается писать картину, он делает предварительные зарисовки фрагментов, наброски всей картины. Когда конструктор разрабатывает сложный технический объект, он делает предварительные макеты этого объекта, проверяет расчеты — это тоже прообразы и часто совсем не похожие на конечный результат.

Но для чего они были нужны Создателю, неужели Он так не уверен в своих силах, что сначала делает наброски (прообразы) спасения, а только потом все на чистовую?

Вовсе нет, не Ему нужны эти наброски. Они нужны человеку, для того, чтобы в нем, в памяти поколений (коллективном бессознательном, архетипе), если хотите, в генах народа, записалось событие и действия, совершаемые в этом события человеком и народом, — движение его воли, души, всего того, что определяет усилия человека в вере.

Они нужны для того, чтобы человек, оказавшись в конкретной ситуации, своим произволением мог сделать выбор в пользу искомого, как бы прошел по уже протоптанной дороге, чтобы легче было преодолеть в себе все хитрости и изощренности греха, и пусть слабым, но своим движением воли обращаться к Богу.

Бог хочет не насильственного спасения, но обращения человека к Нему, или иначе, движения человеческой души противного тому, которое случилось в Адаме и Еве.

«Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность.» (Рим 4;3)

И, конечно же, все эти прообразы даны и сохранились в Писании в том числе и для нашего наставления. Апостол Павел так и пишет: «Не станем блудодействовать, как некоторые из них блудодействовали, и в один день погибло их двадцать три тысячи. Не станем искушать Христа, как некоторые из них искушали и погибли от змей. Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя. Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков. (1 Кор 10;8-11)

Наверное, самый знаковый прообраз, как и само событие, в котором он проявился — это переход евреев через Чермное море. Если не знать заранее, то крест не совсем очевиден.

Вот описание события:

И сказал Господь Моисею: Подними жезл твой и простри руку твою на море, и раздели его, и пройдут сыны Израилевы среди моря по суше (Исх. 14, 16).
. . .
И сказал Господь Моисею: простри руку твою на море, и да обратятся воды на египтян, на колесницы их и на всадников их. И простер Моисей руку свою на море,…(Исх. 14, 26–29).

В первом случае Моисей поднимает жезл и держит его вертикально, а когда обращается к догоняющим египтянам, — простирает его горизонтально.

Исход евреев из Египта
Исход евреев из Египта

Об этом говорится и первой песни канона на воздвижение Креста Господня: «Крест начертав Моисей, впрямо жезлом Чермное пресече Израилю пешеходящу, тоже обратно фараоновым колесницам ударив совокупи, вопреки написав непобедимое оружие; тем Христу поим, Богу нашему, яко прославися».

Другой случай — благословение сыновей Иосифа его отцом. В правой руке он держит младшего сына Ефрема, а в левой старшего Манассию. Следуя старшинству сыновей, Иаков должен положить правую руку на голову старшего — Манассии, а левую на голову младшего, но делает иначе правую кладет на голову Ефрема, а левую на голову Манассии, таким образом прообразуя крест. Иосиф, предполагая, что отец в силу слабого зрения ошибся, пробует снова благословить сыновей, но Иаков не позволяет этого, говоря, что младший будет могущественнее старшего. (см.: Быт. 48, 13–20)

В одной из стихир на великой вечерне праздника это действие объясняется так: «Прообразуя Крест Твой, Христе, патриарх Иаков внукам благословение даруя, на главах пременены руки сотвори, действие являя Живоноснаго Креста».

Моисей молится о победе над амаликитянами
Моисей молится о победе над амаликитянами

Во время странствий по пустыне евреи сталкиваются с амаликитянами. Моисей отбирает для сражения сильнейших, а сам с Аароном и Ором восходит на гору и начинает молиться. Пока он держит руки крестообразно, евреи побеждают, как только руки устают и начинают опускаться, начинают побеждать амаликитяне. Аарон и Ор усаживат его на камень, а сами поддерживают его руки крестообразно: «…и были руки Моисея подняты до захождения солнца. Иисус Навин победил Амалика» (см.: Исх. 17, 8–13).

Христианский писатель II века Иустин Философ писал, что евреи победили амаликитян не только потому, что Моисей молился, но и потому, что, в то время как имя Иисуса (Иисус Навин) было во главе битвы, сам он, Моисей, делал знамение Креста.

Уже на подходе к Земле обетованной евреи начали роптать на недостаток пищи, воды, на то, что им надоела манна небесная, которой они питались и тогда Господь насылает на них ядовитых змеев, так, что умирает множество народа от укусов.

И сделал Моисей медного змея, и выставил его на знамя
И сделал Моисей медного змея, и выставил его на знамя, и когда змея жалила человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив (Чис. 21, 9)

Осознав свою ошибку, евреи обращаются к Моисею с просьбой помолиться к Господу о прощении. Моисей помолился и Господь приказал ему сделать медного змея и выставить его на знамя. Ужаленный, взглянув на медного змея, оставался живым (см.: Чис. 21, 5–9). По объяснениям, в простом варианте это знамя представляло собой два перекрещенных бруса — горизонтальный и вертикальный, и на горизонтальном был размещен изогнутый змей.

На прообразовательное значение медного змея указывал и Сам Спаситель: «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 14–15)».

Есть еще одно интересное примечание по поводу прообразования Креста, которое также кажется не совсем очевидным.

Александр Мень указывает на пророческое использование образа креста в Ветхом Завете через знак ת «тав»:

«В книге пророка Иезекииля говорится… Ангел ставит печать «тав» на челах людей. И вот тут удивительное, таинственное совпадение преобразований. В современном еврейском квадратном шрифте буква «тав» напоминает русское «п», но в древних алфавитах, в древнем ханаанском и в финикийском, буква «тав» выглядела как крест, — либо как крест св. Андрея (см. некоторые надписи X века до н. э.), либо просто как крест, как во всех финикийских надписях. …У древних христиан, очевидно, это и стало первым знаком осенения себя крестным знамением и осенения верующего во время крещения святой водой, то есть это было знаком Христа, и мало кем замечено, чем был этот удивительный прообраз у пророка Иезекииля. Здесь — тот же самый символ. Среди бури и смятений мира избирается малое стадо, и на них печать. В данном случае это печать крещения, и не просто печать крещения, но печать следования за Агнцем». (Александр Мень. Комментарий на Откровение Иоанна Богослова)

Как видим, в важных моментах своей истории евреи сталкиваются с прообразом Креста и последний пример, с медным змеем, очень красноречив — выживает тот, кто смотрит на крест.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пятнадцать − четыре =

Прокрутить вверх