Что же сделал Христос?

“Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь.” (Ин. 21:25)
В этой фразе есть некоторая странность, казалось бы, Господь сотворил много дел, написано же в Евангелие не о многих. И еще — “миру не вместить бы написанных книг” об этих делах. Следовательно, дел было столько и таких значимых, что их нельзя не замечать. Мир должен о них помнить, они должны неопровержимо свидетельствовать о Христе. А этого нет.

Если задуматься о том, что Христос — Бог Слово и, как пишет апостол, — “все через Него начало быть”, тогда вроде бы можно сказать, что весь мир через Него сотворен и это, в самом деле, в книгах не опишешь. Но ведь, говоря о приходе Христа, Его благовествовании мы в первую очередь говорим о Христе — Человеке, и апостол, скорей всего говорит именно о Христе — Человеке. Так что же такого Он сотворил? Он преобразил священство, но как!
Вот что было.
Через Моисея Бог дает избранному им народу законы, исполняя которые, человек учиться различать добро от зла и удерживаться от совершения греха. Закон был дан человеку плоти, у которого и чувства, и мысли, и воля были подчинены плоти, ее инстинктам, и, видимо, основная цель ветхим законом – остановить дальнейшее грехопадение: «Во свидетели перед вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благославление и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих…»(Второзаконие 30;19-20).
Если вспомнить что под фразой “познаете добро и зло” подразумевается “познаете все”, то под различением добра и зла, видимо, следует понимать различение Божьей воли и противной.
Закон не открывал человеку путь к Воскресению восстановлению единства с Богом, он выполнял сдерживающие функции. Подобно тому, как загон не дает разойтись стаду, так и Ветхий завет служил для того, чтобы остановить дальнейшее разрушение человека.
Но при этом, ветхозаветному человеку открыто — где ключ к исполнению заповедей:
«Ибо заповедь сия, которую Я заповедую тебе сегодня, не недоступна для тебя и не далека; она не на небе, чтобы можно было говорить: «кто взошел бы для нас на небо и принес бы ее нам, и дал бы нам услышать ее и мы бы исполнили ее?», и не за морем она, чтобы можно было говорить: «кто сходил бы для нас за море и принес бы ее нам, и дал бы нам услышать ее и мы бы исполнили ее?», но весьма близко к тебе слово сие: оно в устах твоих и в сердце твоем, чтобы исполнять его» (Второзаконие 30;11-14).

Для осуществления богослужений была устроена скиния (переносной храм). Скиния и все ее имущество было сделано, как Бог показал это Моисею на горе Синай. Он сказал Моисею: «Смотри сделай их по тому образу, какой показан тебе на горе» (Исход 25;40) т.е. скиния завета представляла собой, как пишет апостол Павел «образ и тень небесного» (Евреям 8;5). Что это “небесное”? Что на небе есть такое ценное, что здесь на земле делается образ этого ценного? Это образ человека абсолютно свободного от греха — Богочеловека.
То есть скиния была образом царства небесного и воскресшего человека, но она не являлась самим небом – духовным миром, куда должен вернуться воскресший человек, а только образом.
Этот храм состоял из трех частей: двор, святилище и святое святых. Двор являлся прообразом тела, святилище – души человека, святое святых – духа человека.
Во двор скинии допускался народ для молитв и жертвоприношений.
В святилище могли входить только священники.
В святое святых мог входить только первосвященник и только один раз в год, для приношения жертвы за народ.
Здесь находился ковчег завета, в нем хранились скрижали завета – каменные плиты, на которых были высечены десять заповедей, ковчег укрывался крышкой на которой были изображены два херувима. (см. Исход гл 25-40).

Скрижали завета — каменные плиты — образ окамененного сердца ветхозаветного человека.
“И дам им сердце единое, и дух новый вложу в них, и возьму из плоти их сердце каменное, и дам им сердце плотяное, чтобы они ходили по заповедям Моим, и соблюдали уставы Мои, и выполняли их; и будут Моим народом, а Я буду их Богом”. (Иезекииль 11;19-20)
“…говорит Господь: вложу закон Мой во внутренности их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом” Иеремия (31:31-34)
То есть там — в святая святых образ каменного(!) сердца, и туда может входит лишь один-единственный человек на всей земле и только один раз в год, и там Бог открывал свое присутствие в мире (шхина) этому первосвященнику. Всему остальному миру это было недоступно, непостижимо такое.
И вот этот первосвященник раз в год приносил Богу жертвы за весь народ, чтобы очистить его от накопленного за прошедший год греха
«И совершив очищение святилища, скинии, собрания и жертвенника, и очистив священников, приведет он живого козла, и исповедает над ним все беззакония сынов Израилевых и все преступления их, и все грехи их, и возложит их на голову козла, и отошлет с нарочным человеком в пустыню: и понесет козел на себе все беззакония их в землю непроходимую, и пустит он козла в пустыню … И да будет сие для вас вечным постановлением; в седьмой месяц смиряйте души ваши и никакого дела не делайте, ни туземец, ни пришелец, поселившийся между вами, ибо в сей день очищают вас, чтобы сделать вас чистыми от всех грехов ваших, чтобы вы были чисты пред лицем Господним.» (Левит 16;20-30)
Т.е. грех лежал, как на людях, так и на всей ветхозаветной Церкви, то первосвященик раз в год проводил очищение от греха.

Ветхозаветные жертвы очищали от греха лишь плоть: «Сим Дух Святый показывает, что еще не открыт путь во святилище, доколе стоит прежняя скиния она есть образ настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие(!) сделать в совести(!) совершенным приносящего, и которые с явствами и питиями, и различными омовениями и обрядами, относящимися до плоти, установлены были только до времени исправления» (Евреям 9;8-10).

И вот пророчество о Новом Завете:
«Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренности их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата и говорить: «познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более» (Иеремия 31;31-34).
Закон будет написан не на каменных плитах, но в сердцах человеческих, т.е. Бог преобразит самую сущность человеков.

Что сделал Христос и что стало
Ветхозаветные жертвы очищали от греха плоть, апостол говорит, что это дары и жертвы «не могущие сделать в совести совершенным приносящего» (Евреям9;9).
Поэтому необходимо Новый завет, но не взамен старого, никто Ветхий Завет не отменяет, но именно исполняет:
«Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (От Матфея 5;17)
Но при установлении Нового Завета необходима иная жертва и иной первосвященник
“Ибо всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи, могущий снисходить невежествующим и заблуждающим, потому что и сам обложен немощью, и посему он должен как за народ, так и за себя приносить жертвы о грехах. (Евр 5:1-3)
“и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя” (Евр 5:5)
Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего. Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха. (Евр 3:14-15)

Требования Ветхого закона к жертве таковы: жертва должна быть без порока и болезни –  таков Иисус, — Он рождается от Девы и Св. Духа.
Иисус Христос от рождения не имеет на себе никакого греха: «Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному.» (1Петра 2;22-23). Вот почему Христа называют еще непорочным Агнецем – как ягнята без порока приносились в жертву, так Иисус, рожденный от Девы непорочным зачатием, не имеющий на себе греха принес себя в жертву для очищения человечества от первородного греха.
«…ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи. Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне. Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе. Тогда Я сказал: вот иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою Боже» (Евреям 10;4-7).
Если прежде первосвященник только один раз в год, с кровью жертвы входил во святое святых скинии завета, сделанной «по образу небесного», то Иисус вошел в само небо со своей кровью: «Итак образы небесного должны были очищаться сими, самое же небесное лучшими сих жертвами. Ибо Христос вошел не в рукотворное святилище по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие» (Евреям 9;23-24).
То есть Господь стал одновременно и первосвященником и приносимой жертвой и тем самым не временно очистил от греха, как первосвященник “из человеков избираемый” но победил его и смерть — сделал очищение необратимым процессом.

Евангелист Лука описывает событие, которое произошло в момент распятия Христа: «Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого: и померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине» (От Луки 29;44-45). Здесь говорится о завесе, разделявшей в древнем храме святое святых и святилище – образ души и духа, она «раздралась по средине» и святилище и святое святых соединились, т.е. – через жертву Иисуса Христа душа сделалась способной воссоединиться со своим духом, сердце человеческое через веру в искупительную жертву Христа сделалось способным освободиться от гордыни и принять в себя Божью любовь. Изменения произошли не только в человеке, но и во всем мире – «тьма сделалась по всей земле» – об этом событии философ Дионисий Ареопагит, бывший в то время в египетском городе Гелиополе, и наблюдавший внезапную тьму, сказал «или Творец страждет, или мир разрушается» – жертвою Христа была разрушена завеса гордыни, разделявшая земной мир, устроенный людьми отступившими от Бога, от мира духовного, устроенного любовью.
Таким образом, если ветхозаветный человек через исполнение заповедей ограждался от дальнейшего грехопадения. То человек Нового завета через раскрытие в себе любви приходит к Воскресению. Ветхий завет не отменен и исполнение заповедей обязательно, но если человек раскрывает в себе любовь к Богу и людям, живет в полном согласии с учением оставленным Христом, то он не нарушает заповедей и восстанавливает в себе единение человека и Бога.
Христос сделался единым Первосвящеником для всех.
«… мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах, и есть священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек» (Евреям7;1-2)
Те священники, которые находятся на земле, призваны свидетельствовать через исполнение своих обязанностей об истинном присутствии Иисуса Христа в мире.  Апостол Павел пишет: «Итак, каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих» (1Коринфянам 4;1).
Христианские храмы, после совершенного Христом жертвоприношения также устраивают по принципу ветхозаветного и делятся на три части: алтарь (святое святых), средний храм (святилище) и притвор (двор скинии). Но смысл этих частей несколько изменился относительно ветхозаветного храма. Так как человек жертвой Христа был освобожден от действия первородного греха, то и богослужения теперь проводятся не в святилище (образе души), а в алтаре (святое святых, образе духа), в святилище стоит весь народ, притвор (двор скинии или образ плоти) какого-либо значения не имеет, ежедневное открытие Царских врат, ведущих в алтарь свидетельствует о том, что путь к воскресению, единению с духом и Богом открыт каждому христианину всегда

Казалось бы, вот и все что сделано было Христом — много. но написать вполне возможно. Но апостол Иоанн — тайновидец, и ему открыты даже последние времена. Для Бога не существует времени, и, видимо, апостол, когда пишет “Многое и другое сотворил Иисус” подразумевает все последующее изменение мира, которое последовала за жертвой Христа.
Ведь Дух Святой излит на всех и крещенных и некрещенных: «И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. Итак же на рабов и рабынь в те дни излию от Духа Моего (Иоиль 2;28-29). Иными словами — всем дана возможность принять благодать.
Но сохранить ее, стяжать — не всем, для этого и нужны таинства.
О таинстве священства сказано, что оно, так же, как и таинство крещения и миропомазания полагает на душу человека неизгладимую печать. А значит меняет способность человека воспринимать мир — осмысливать его, чувствовать его, рефлексировать себя в мире.
Таинства дают человеку духовную опору — камень, который сделался главою угла — для того чтобы человек мог строить себя — исцелять свою душу.
Теперь, если оглянуться назад и задуматься — сколько же человек было крещено за 2000 лет, сколько рукоположено священников — эти люди независимо от праведной или неправедной жизнь жили — уже жили иначе и меняли мир, а значит Христос через них менял мир. И здесь нет подавление воли человека Богом, потому что действия Бога — освобождают, а не подчиняют.
Таким образом менялся весь мир, но христиане в добавок могли еще и строить твердыню духа — двигаться вперед.
Эпекта́зис – представление о духовной жизни (нынешней, посмертной и в будущем веке) как о непрерывно возрастающем Богопознании, живом движении к Богу.
“взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу» (2Кор. 3:18).
(Фил.3:13-14): «не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе».
https://azbyka.ru/epektazis
И если смотреть на мир с такой позиции — то становится явным — миру действительно не вместить всех дел, которые сотворил Христос, потому что он через человеков преобразил весь мир, все его устройство.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

десять − два =

Прокрутить вверх