Особенность этого двунадесятого праздника в том, что в отличии от других двунадесятых праздников, здесь поводом являются не только новозаветные события, но и более поздние, а именно — обретение креста на котором был распят Христос в 326 году императрицей Еленой.
Поклонение кресту распространено в основном в исторических церквах, т.е. ведущих свое начало от первых времен христианства. Множество современных христианских объединений отрицают необходимость поклонения кресту и иконам. Можно задаться риторическим вопросом «Кто же боится креста и бежит от него?» Но отвечая на него хорошо бы понимать, что бегут не сами новоиспеченные христиане — люди, но те, кто является причиной такой поверхностного подхода к Святому Писанию и к вере — «духи злобы поднебесной» и за собой тянут людей навевая им домыслы и заблеждения.
«Твоя высота, Живоносне Кресте, воздушного князя биет, и глубина всея бездны закалает змия, широту паки воображает, низлагая мирского князя крепостию твоею» (Канон Честному и Животворящему Кресту Господню. Тв. Григория Синаита)
Для православных и католиков крест представляет действительно великую силу, но сила не в самом перекрестии, скажем, двух удлиненных предметов, а значение и силу придает Ему Распятый на Нем Христос и наша вера Ему.
«Поклоняемся же мы и образу Честного и Животворящего Креста, хотя бы он был сделан и из иного вещества; поклоняемся, почитая не вещество (да не будет!), но образ, как символ Христа. Ибо Он, делая завещание Своим ученикам, говорил: «тогда явится знамение Сына Человеческого на небе» (Мф. 24:30), разумея Крест. Поэтому и Ангел воскресения говорил женам: «Иисуса ищете Назарянина, распятого» (Мк. 16:6). И апостол: «мы проповедуем Христа распятого» (1Кор. 1:23). Хотя много христов и иисусов, но один – Распятый. Он не сказал: «пронзенного копьем», но: «распятого». Поэтому должно поклоняться знамению Христа. Ибо где будет знамение, там будет и Сам Он. Веществу же, из которого состоит образ Креста, хотя бы это было золото или драгоценные камни, после разрушения образа, если бы такое случилось, не должно поклоняться. Итак, всему тому, что посвящено Богу, мы поклоняемся, относя почтение к Нему Самому.
(Преподобный Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры)