Упоминание древа жизни можно встретить как в самом начале Священного Писания, так и в конце.
При сотворении мира о нем говорится наряду с древом познания добра и зла:
«И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла». (Быт 2:9).
По завершении этого мира и воскресении Ангел показывает апостолу Иоанну новый город — Небесный Иерусалим, и в нем он видит древо жизни:
«И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца. Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева — для исцеления народов». (Откр. 22:1-2)
Там же воскресший Христос говорит в послании церквам:
«Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия». (Откр 2:7)
Древо жизни и древо познания всего (добра и зла) — из названия следует, что эти деревья дают жизнь и дают познание, не то, чтобы плоды имели такое свойство, поскольку дерево не может быть источником жизни, но Тот, Кто создал его, и причиной познания не может быть дерево, но Тот, Кто создал его. Иными словами благодать Бога, действующая определенным образом через эти деревья производила и познание и жизнь.
«Указанная особенность этого дерева [жизни] не была, без сомнения, его естественным свойством, но представляла один из видов особого, сверхъестественного действия божественной благодати, связанной с вкушением его плодов, как со своим внешним символическим знаком.» (А.П. Лопухин)
«Имя древа познания добра и зла, без сомнения, относится к действию, которое оно могло произвести в человеке. Однако ж оно не могло быть источником познания, как потому, что сие несовместно с естеством древа, так и потому, что образ Создавшего был в человеке источником разума или познания (Кол. 3:10) и весь мир представлял ему образы добра». (Свт. Филарет Дроздов)
Насаждая эти деревья в Эдеме, Бог не ставил человека перед искушением или перед необходимостью выбора, они оба нужны, но каждое в свое время и для своих целей. Смерть же входит не столько из-за вкушения плода сколько из-за своевольного и несвоевременного вкушения.
Древо познания добра и зла (познания всего) скорей относится к познанию внешнего — отношению с внешним, рассуждению о нем, восприятие его. Древо жизни — внутреннего, самой тайны единения с Богом. Невозможно познавать внешний мир не принимая его Создателя. Но, обретая единение с Богом, человек обретает мудрость, познает мир в его истинном свете.
«…Бог сначала насадил посреди рая [древо познания и] древо жизни, указывая на познание как путь к жизни. Но первые люди не с чистыми мыслями воспользовались им, и лишились его через коварство змея. Ибо ни жизнь без познания, ни познание без истинной жизни не прочны. Поэтому-то то и другое деревья были насаждены рядом друг с другом». (мчн. Иустин Философ)
«…. мир умственный и мир чувственный — это два дерева, а человек причастен к обоим, ибо состоит из души и тела. Поэтому, когда высшая сила души склоняется к чувственному познанию и к телу, то здесь-то душа вкушает с дерева и получает опыт познания добра и зла: добра — когда тело испытывает природное удовольствие от вкушения чувственного, а зла — когда душа управляема худшим [началом], истощающим естественные силы.» (Прп. Максим Исповедник)
Крест животворящий
В земном мире древо жизни превращается в крест на котором распинают Христа — Причину и Источник жизни.
«Древо жизни, насажденное Богом в раю, предызобразило этот Честный Крест. Ибо так как смерть [вошла] через посредство древа (Быт. 2; 3), то надлежало, чтобы через древо же были дарованы жизнь и воскресение.» (Иоанн Дамаскин «Точное изложение православной веры»)
«Господь в порядке [естества] действовал в теле от врат утробы до врат гроба. Отверз Своим рождением заключенную утробу и отверз Своим // воскресением, окруженный и охраняемый гроб. Посреди же воздвиг крест, чтобы тем, кои рождаются из утробы подверженными смерти, сперва встречался крест, как бы древо жизни, плод которого они должны собирать и умножать в телах своих, дабы когда смерть соберет всех их в утробе своей, они разрушили ее и избавились от власти ее.» св. Ефрем Сирин. Толкование на Четвероевангелие // Творения: В 8-ми томах. Сергиев Посад, 1914. Т. 8. Гл. 21. С. 317-318
«Помимо своего действительного исторического существования (Откр 2.7; Откр 22.2), дерево жизни, как в самом Писании, так и у отцов Церкви получило таинственно-прообразовательное значение, указывая главным образом на дерево крестное, которым Господь возвратил нам жизнь духовную, и на таинство евхаристии как спасительный плод этой крестной жертвы (Ин 6.51-58 и др.), ведущей в жизнь вечную.»(Лопухин А.П.)
Иисус, будучи рожден как человек, тем не менее знает, что уготовано Ему и молит Отца пронести мимо чашу, но при этом не отказывается от нее, потому что в этом единение с Отцом, единение Троицы.
«И Сам отошёл от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился, говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет. Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его. И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю» (Лк 22:40-46)
Сказав прежде, что «ни жертвы, ни приношения, ни всесожжений, ни жертвы за грех,- которые приносятся по закону,- Ты не восхотел и не благоизволил», потом прибавил: «вот, иду исполнить волю Твою, Боже» (Евр 10:8-9)
Иисус исполняет волю Отца и Он воскрешает Его от тления все это совершается через крестное древо.
Древо жизни посажено посреди рая
«Когда древо жизни представляется посреди сада, то сим указует Св. Писание не столько на средоточие места, сколько на отличное свойство и очевидное оного величие. Так царь представляется посреди людей своих (3 Цар. 3:8).» Свт. Филарет (Дроздов)
По слову св. Феофана Затворника, дух есть «душа души человеческой», «сущность души».
По словам святого Иоанна Дамаскина, он не есть что-либо отличное от души и подобно ей самостоятельное, а есть высшая сторона той же души.
Христос, отвечая фарисеям «…отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть». (Лк 17:20)
Прп. Максим Исповедник: «Я считаю, что рай означает сердце человека, насажденное на востоке познания Бога. Посреди этого [сердца] Бог насадил дерево жизни и дерево познания добра и зла (Быт. 2,9). Древо жизни понимается как логос умопостигаемого, а древо познания добра и зла — как логос чувственного. Ведь в [нем] и есть познание добра и зла: для тех, кто, [созерцая] красоту творений, помышляет о Творце и от творений восходит к их Причине, — это познание добра, а для тех, кто останавливается на чувстве, обольщается наружностью чувственного и все вожделение души обращает к материи, — это познание зла. Если же кто-нибудь в недоумении возразит: «Как [рай] может означать [сердце] одного человека, если знание об одном и том же иногда становится благом, а иногда злом?» — ему следует ответить [так]: уже было сказано, что мир умственный и мир чувственный — это два дерева, а человек причастен к обоим, ибо состоит из души и тела. Поэтому, когда высшая сила души склоняется к чувственному познанию и к телу, то здесь-то душа вкушает с дерева и получает опыт познания добра и зла: добра — когда тело испытывает природное удовольствие от вкушения чувственного, а зла — когда душа управляема худшим [началом], истощающим естественные силы.»
Итак, Максим Исповедник говорит: «...рай означает сердце человека, насажденное на востоке познания Бога». Что означает «восток познания», что означает «восток» в этом контексте?
И на восходе, и на закате солнце можно видеть в одинаковом положении относительно земли — над горизонтом, наполовину скрытое горизонтом, за горизонтом, когда видны только лучи. Но есть принципиальная разница в мире, освященном восходящим и заходящим солнцем. На восходе мир затаился и ждет света, все живет ожиданием солнца, сливается в единой радости рождения нового дня при виде первых лучей, оживает и предается творчеству, труду ради будущего, ради нового дня — единого, целостного дня.
На закате мир рассыпается каждый по своим маленьким радостям, затихает каждый в своем маленьком углу, мир дробится на множество мелких фрагментов, и исчезает во тьме ночи, Бог исчезает из человеческой жизни, важным становится то, что рядом. что свое.
Это принципиальная разница восприятия мира — целостность или раздробленность и, в зависимости от типа восприятия, рождаются соответствующие мысли, чувства, желания, вся человеческая жизнь, в т.ч. формы поклонения.
Смерть дает дробное познание, уничтожает в человеке целостное видение мира, своей жизни, уничтожает внутреннюю целостность человека.
Апостол Павел об этом: «Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю». (Рим. 7:18-19)
Рождение и жизнь зарождают в человеке чувство собственной целостности, осмысленности жизни и мира, единение с жизнью. Слова Христа: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель». (Откр 1:8) и еще «Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом: глава Его и волосы белы, как белая во́лна, как снег; и очи Его, как пламень огненный; и ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих. Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лице Его, как солнце, сияющее в силе своей». (Откр. 1 12-16)
Змей предложил познать все, а первое знание, пришедшее к человеку, оказалось знанием своей наготы не столько телесной, сколько духовной, знание без истины оказалось страхом перед своим Создателем и духовной слепотой.
Как же приступить человеку к древу жизни, к Животворящему Кресту? Апостол Павел дает простой ответ:
«Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха.» (Рим 6:3-7)
В крещении мы рождаемся во Христа, в причастии соединяемся с Ним духом, душой и телом и становимся единой целостностью.
«Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода. Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам. Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин 15:1-5)