Рождение Богородицы было не случайно, т.е. не в произвольный момент времени, а когда настало время для уничтожения вражды между небом и землей.
Антоний Сурожский в своей проповеди на Рождество Богородицы говорит:
«Она родилась … не от хотения плоти и не от хотения мужа; Она родилась от Бога… как последнее, заключительное звено длинной цепи людей, мужчин и женщин, которые на протяжении всей человеческой истории боролись… дабы на первом месте в их жизни был Бог, и они поклонились бы Ему в истине и послужили Ему со всей верностью… …у всех них одна черта была общей: они боролись во имя Божие – против самих себя, не против других – для того, чтобы восторжествовал Бог. И постепенно, из столетия в столетие, они подготовили Наследницу своего рода, Которая должна была родиться, как и всякий младенец, в ряду добра и зла, греха и святости, но была бы таким ребенком, который изберет добро с самого начала и будет жить в чистоте и во всецелой верности своему человеческому величию…»
С Богородицы начинается преодоление того разделения между человеком и Богом, которое существовало от момента падения. И ее Сын станет тем, кто уничтожит это разделение.
«открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем, в устроении полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом.» (Еф 1:8-10)
Апостол Павел в «Первом послании Коринфинам» пишет о событиях Ветхого завета: «Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков». (1 Кор. 10:11).
То есть он говорит, что ветхозаветные события являются прообразами того, что происходит в новозаветное время.
На праздник Рождества Пресвятой Богородицы читается отрывок из книги Бытия о сне Иакова (Израиля):
«И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; и будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, и к северу и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные; и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе». (Быт 28:12-15).
По лестнице ангелы нисходят на землю и восходят на небо, на верхнем ее краю — Бог, внизу — земля на которой спит Иаков и Бог дает ему благословение.
В этом образе лестницы видят одно из первых пророчеств о Богородице, поскольку через Нее Бог с неба приходит на землю во плоти. Эта одна сторона образа. С другой стороны Богородица символизирует Церковь Христову.
История ветхозаветной церкви от первых патриархов до Рождества Христова — это история народа, находящегося под Промыслом Божьим ради рождения Той, через Которую произойдет спасение человечества. Как сказал Антоний Сурожский — история длинной чреды людей, которые боролись ради того, чтобы на первом месте в их жизни был Бог, и они бы поклонялись Ему в истине. Это не только история подготовки народа к приходу Спасителя, но и история духовного (а также генетического) перерождения народа.
Нынешний человек, входя в Новозаветную церковь, вступает на Лестницу, ведущую в небо.
Святитель Филарет пишет о Лестнице Иакова: «Таким образом, видение лестницы прежде слов откровения внушало уже Иакову, что он, будучи в опасном отлучении от общества человеческого, вступает между тем в спасительное общение с вышними силами и обретается под непосредственным охранением Господа Богочеловека, Коего тайне сохранением и продолжением обетований послужить должен.»
В крещении человек отрекается от мира, его его интересов, соблазнов, развлечений. То есть сам, осознанно сам отлучается (отказывается) от того общества, в котором живет до крещения, потому что оно опасно для духовного становления; отлучается ради того, чтобы вступить в спасительное общение с вышними силами и обрести уже охранение своей жизни от Господа, переродиться и стать иным.
Иаков, будучи рожден таким же как Исаав, удаляясь от родного дома затем возвращается совсем иным человеком и имя ем дается Богом «Муж, видящий Бога» — Израиль.
В каком-то смысле ветхозаветная история становления Бога во главу своей жизни проходит через жизнь каждого по мере того, как человек освобождается от ошибок и устремляется к единению со своим Творцом.
Преподобный Максим Исповедник о Лестнице Иакова пишет следующее: «Мы полагаем, что лестница — это благочестие пред Богом. Ангелы же нисходящие и восходящие [означают следующее]: восходящие — логосы добродетелей, через нас возвышаемые, а нисходящие — логосы знания, спускающиеся по причине возвышения наших добродетелей.»
«Логосы знания» — это не знания мирских наук, не знания жизни в обычном земном понимании (Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их. И еще: Господь знает умствования мудрецов, что они суетны. (1 Кор 3:19-20)), но это знание и понимание жизни, которое даруется человеку с неба Богом — это обретение истинной мудрости. И в этом восхождение каждого человека по Лестнице. Неудивительно, что другое чтение на праздник Рождества Богородицы — это отрывок о Премудрости из книги Притчей Соломона:
«Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его, заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу; послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских: «кто неразумен, обратись сюда!» И скудоумному она сказала: «идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное; оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума». Поучающий кощунника наживет себе бесславие, и обличающий нечестивого — пятно себе. Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя; дай [наставление] мудрому, и он будет еще мудрее; научи правдивого, и он приумножит знание. Начало мудрости — страх Господень, и познание Святаго — разум; потому что чрез меня умножатся дни твои, и прибавится тебе лет жизни. » (Притч 9:1-11)