Первым днем недели в седмице является воскресенье, последним, седьмым — суббота.
Четвертая заповедь ветхозаветного закона требует особого отношения к седьмому дню, отложению всех мирских дел и посвящение его Богу: «Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его.» (Исх 20: 2-17)
Первый день недели — воскресение не упоминается в заповедях, но Христос воскресает в первый день недели: «И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца, и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба?» (Мк 16:2-3)
С первого дня недели начинается реальная Новозаветная история. Сам Новый Завет был дан несколько ранее, но тогда Христос еще не воскрес и не совершил победы над смертью, поэтому завет не имел силы.
«Ибо, где завещание, там необходимо, чтобы последовала смерть завещателя, потому что завещание действительно после умерших: оно не имеет силы, когда завещатель жив» (Евр 9:16-17)
С воскресением Христа Новый Завет вступает в силу, и в мире появляется нечто новое, подобного которому еще не было, — возможность вхождения в новый мир — мир спасения и освобождения от смерти. Поэтому для христиан воскресение совершенно особый день. Воскресение Христа — причина и основа всей христианской веры. Не было бы воскресения, не было бы победы над смертью — не было бы и христианства, все бы утратило смысл. Апостол Павел пишет:
«Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15:13-14).
И еще: Бог «… открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мёртвых» (Рим. 1:4). В Деяниях апостолов: «Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа» (Деян. 4:33).
Совершенно противоестественно погружаться в круговорот обыденности, возвращаться в первый день очередной недели, когда совершилось такое великое событие — не просто воскресение человека, но победа над смертью и спасение, дарованное всем.
Это не тот день, который прежде, естественным образом из года в год, из века в век приходил на смену субботе, а новый во всем, — и в воскресении, и в обновлении всего мира, и в начале новой истории, и в начале нового человека. Христос выходит за пределы ветхозаветного мира и выводит за собой человека.
Только по причине появления этого дня становится возможным исполнения пророчеств.
О Святом Духе: «И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего» (Иоиль 2:28)
О перерождении всего тварного мира: «Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» (Рим 8:18-23)
И конечно же о воскресении мертвых: «Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его» (1 Кор 15:20-23)
Иустин Философ соединяет первый день творения и воскресение Христа: «В день же солнца мы все вообще делаем собрание потому, что это есть первый день, в который Бог, изменивши мрак и вещество, сотворил мир, и Иисус Христос, Спаситель наш, в тот же день воскрес от мёртвых».
Воскресение Христа в первый день недели не случайно, ведь в первый день недели начинается миротворение, закладываются основы мира, в этот день творится духовный мир со всеми небожителями, и именно в этот день Сатана восстает против Бога. Поэтому в этот день и совершается воскресение — победа над смертью, порожденной отступничеством и богоборчеством.
Сравните образы восставшего и победившего.
Слова о Сатане:
«Как упал ты с неба, денница, всходившая утром, упал на землю, поражавший народы, говоривший в сердце твоем: на небо взойду я, выше звезд Божиих вознесу престол мой, сяду на горе завета, на ребрах севера; взойду на высоту облаков, буду подобен Всевышнему» (Ис 14:12)
В противоположность им слова о Христе — богочеловеке:
«Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп 2:6-8)
Как видим, — это абсолютные противоположности. Победа совершается через полное следование воли Бога, победа совершается Богом, победа совершается в первый день, подобный тому, в который Бог начал творить мир.
«От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Раскаяния в том не будет у Меня» (Ос 13:14).
«А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству» (Евр 2 14-15)
Итак, воскресный день — первый день рядовой недели, и в тоже время восьмой — совершенно новый день, текущей недели. Новый день нового мира. Подобно тому, как литургия находится вне суточного круга богослужений, так и воскресное празднование находится вне череды дней в седмице.
Для кого-то это обычный первый день, или даже седьмой (см. стандарт ISO 8601), для кого-то — новый восьмой. Все зависит от выбора, который делает человек. Теплохладность Богу не нужна, об этом Он говорит в послании Лаодикийской церкви: «… знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр 3:15-16).
Имеешь возможность участвовать в воскресении — прилагай усилия, не хочешь — будешь выброшен из творения.
«Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода. … Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин 15:1-5)
В послании апостола Варнавы этот день так и называется «восьмой»: «Поэтому мы и проводим в радости восьмой день, в который Иисус воскрес из мертвых и после того, как явился верующим, вознесся на небо».
Исаак Сирин пишет о восьмом дне: «Шесть дней совершаются в делании жизни хранением заповедей; седьмой день весь проводится во гробе и осьмой — в исшествии из гроба»
Уходит Ветхий Завет, завет закона и приходит Новый Завет — завет благодати и спасения.
Иоанн Предтеча — последний пророк ветхозаветной церкви говорит о Христе и о себе: «Ему должно расти, а мне умаляться» (Ин. 3:30)
Открывается дорога ко Христу, в новый мир, о котором пишет апостол Иоанн: «… отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло. (Отк 21:4)»
И апостол Павел дает совет как крепить веру, как, освобождаясь от греха, перетворять себя, стремиться к единению со Христом — Победителем смерти:
«А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол 3:8-11)
«… так как истина во Иисусе, — отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины. Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу. Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем; и не давайте места диаволу» (Еф 4:22-27)
И Христос призывает: «…приимите, ядите; сие есть Тело Мое. И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все. И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая» (Мк 14:22-24)
PS
На восьмой день по ветхозаветному закону совершался обряд обрезания — посвящение ребенка Богу
На первый (восьмой) день восьмой недели происходит снисхождение Святого Духа на апостолов