В 20 и 21 веках церковный новый год отмечается 14 сентября
В этот день читается отрывок из Евангелия от Луки:
«Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное.
И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него.
И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами.
И все засвидетельствовали Ему это» (Лк 4:16-22)
Это начало проповеди Христа о спасении. Он вошел в синагогу и прочитал слова пророчества из книги Исайи
«Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и слепым прозрение» (Ис 61:1)
Лето Господне — время, когда Господь посетит свой народ, пошлет долгожданного Мессию.
Праздник новолетия был установлен святыми отцами на I Вселенском Соборе (Никейском) в то самое время, когда император Константин Великий освободил христиан от гонений за веру, в память об обретении христианами свободы и о начале проповеди Христа.
Сентябрь (от лат. septem — семь) был седьмым месяцем в староримском календаре (до Цезаря), седьмым в древнерусском календаре до XV века.
В ветхозаветном летосчислении он также является седьмым месяцем года, и также считается началом нового года, несмотря на то, что первым месяцем по заповеди обозначается месяц нисан: «И сказал Господь Моисею и Аарону в земле Египетской, говоря: месяц сей да будет у вас началом месяцев, первым да будет он у вас между месяцами года.» Исх 12:1-2. Как месяц исхода из Египетского плена.
Помимо того, седьмой месяц является началом года, на него выпадают особые значимые события в истории Ветхого Завета.
В этот месяц стали спадать воды потопа и Ноев ковчег осел на Араратских горах
«Вода же постепенно возвращалась с земли, и стала убывать вода по окончании ста пятидесяти дней. И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских.» (Быт 8; 3-4)
В этом месяце Моисей сходит с Синайской горы со скрижалями завета
«И пробыл там [Моисей] у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и написал [Моисей] на скрижалях слова завета, десятословие.
Когда сходил Моисей с горы Синая, и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лице его стало сиять лучами оттого, что Бог говорил с ним. И увидел Моисея Аарон и все сыны Израилевы, и вот, лице его сияет, и боялись подойти к нему.» (Исх 34:28-30)
В этот месяц начато сооружение скинии — походного храма.
«И всякий из вас мудрый сердцем пусть придет и сделает все, что повелел Господь:
скинию и покров ее и верхнюю покрышку ее, крючки и брусья ее, шесты ее, столбы ее и подножия ее, ковчег и шесты его, крышку и завесу для преграды, a[и завесы двора и столбы его, и камни смарагдовые и фимиам и елей помазания,]» (Исх 35:10-11)
В 10-й день этого месяца поставлял пред Скинией двух козлов и по жребию одного из них закалывал и приносил в жертву за грехи всего народа, а над другим исповедывал грехи народа и повелевал изгнать его в пустыню.
И возьмет двух козлов и поставит их пред лицем Господним у входа скинии собрания;
и бросит Аарон об обоих козлах жребии: один жребий для Господа, а другой жребий для отпущения; и приведет Аарон козла, на которого вышел жребий для Господа, и принесет его в жертву за грех, а козла, на которого вышел жребий для отпущения, поставит живого пред Господом, чтобы совершить над ним очищение и отослать его в пустыню для отпущения [и чтоб он понес на себе их беззакония в землю непроходимую]. (Лев 16:7-10)
В этот месяц освящен Иерусалимский храм, который построил Соломон
Когда священники вышли из святилища, облако наполнило дом Господень;
и не могли священники стоять на служении, по причине облака, ибо слава Господня наполнила храм Господень.
Тогда сказал Соломон: Господь сказал, что Он благоволит обитать во мгле;
я построил храм в жилище Тебе, место, чтобы пребывать Тебе во веки. (3 Цар 8:10-12)
В этом месяце еврейский народ отмечал праздник кущей в память о блуждании по Синайской пустыне:
«…в первый день возьмите себе ветви красивых дерев, ветви пальмовые и ветви дерев широколиственных и верб речных, и веселитесь пред Господом Богом вашим семь дней; и празднуйте этот праздник Господень семь дней в году: это постановление вечное в роды ваши; в седьмой месяц празднуйте его; в кущах живите семь дней; всякий туземец Израильтянин должен жить в кущах, чтобы знали роды ваши, что в кущах поселил Я сынов Израилевых, когда вывел их из земли Египетской» (Лев.23:40-43).
С этого месяца начинался отсчет пятидесятилетнего периода, по окончании которого пятидесятый год праздновался особо — не вспахивалась и не засевалась земля, прощались долги, рабы отпускались на свободу.
«Вострубите трубою по всей земле вашей и освятите пятидесятый год, и объявите свободу на земле всем жителям ее; не сейте и не жните, что само вырастет на ней, и не сжинайте ягод с необрезанных лоз ее, чтобы питались убогие из твоего народа, а остатками после них питались звери полевые, так же поступай с виноградником твоим и маслиною твоей» (Лев.25:9-11; Исх.23:11).
Также это период разделялся на сем годовых седьмин и каждый седьмой год праздновался как год покоя:
«шесть лет засевай поле твое и шесть лет обрезывай виноградник свой, и собирай произведения их; в седьмой год да будет суббота покоя земли, суббота Господня; поля твоего не засевай, и виноградника твоего не обрезывай. Если скажете: «что же нам есть в седьмой год, когда мы не будем сеять, ни собирать произведений наших», Я пошлю благословение Мое на вас в шестой год, и он принесет произведений на три года» (Лев.25:3-4, 20-21).
«В седьмой месяц, в первый день месяца да будет у вас покой, праздник труб, священное собрание » (Лев. 23:24)
Особенность празднования трубление в шофар (труба), что объясняется как вызов на Божественный суд и призыв к покаянию
А также была послана беременность Саре и Рахили, Авраам принес в жертву Исаака, Иосиф выходит из заточения после истолкования снов.