Научи нас так счислять дни наши,
чтобы нам приобрести сердце мудрое
(Пс 89:12)
День, как не удивительно, самая большая единица измерения времени, то есть больше месяца, больше года, века, и тысячелетия. И вот на каком основании. Весь мир и человек создаются в течении шести дней, в седьмой день Бог «почил от всех дел Своих».
«И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал.» (Быт 2:2).
В седьмой день происходит грехопадение человека, в седьмой день Адам и Ева изгоняются из рая, и далее все тысячелетия библейской истории развиваются в седьмом дне. Завершится же этот день вторым пришествием, после которого начнется новый этап творения, о нем пишет Апостол Иоанн: «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. … И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое». (Откр 21:1-5)
То есть, пока человек не возвращен туда, откуда был изгнан, продолжается седьмой день.
Седьмой день дробится на века и тысячелетия, как дробится на множество осколков сознание человека, его душа под действием греха, и где-то в тысячелетиях седьмого дня есть место и нашему нынешнему времени, ведь мы находимся между первым и вторым этапами творения.
Седьмой день — это день в который Бог ожидает от человека обращения и покаяния.
«Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною». (Откр 3:20)
«…Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему.» (Лк 15:11-32)
«…живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам, дом Израилев? И ты, сын человеческий, скажи сынам народа твоего: праведность праведника не спасет в день преступления его, и беззаконник за беззаконие свое не падет в день обращения от беззакония своего, равно как и праведник в день согрешения своего не может остаться в живых за свою праведность.» (Иез 33:11)
Апостол Павел пишет о седьмом дне:
«Ибо негде сказано о седьмом дне так: и почил Бог в день седьмый от всех дел Своих. И еще здесь: «не войдут в покой Мой». Итак, как некоторым остается войти в него, а те, которым прежде возвещено, не вошли в него за непокорность, то еще определяет некоторый день, «ныне», говоря через Давида, после столь долгого времени, как выше сказано: «ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших». Ибо если бы Иисус Навин доставил им покой, то не было бы сказано после того о другом дне.
Посему для народа Божия еще остается субботство. Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих. Итак постараемся войти в покой оный, чтобы кто по тому же примеру не впал в непокорность. (Евреям 4;4-11)
Один день дан человеку для спасения. Вся жизнь умещается в один день, один день вмещает всю жизнь. Любой день может оказаться тем самым единственным, в который человек спасется, и Христос призывает постоянно бодрствовать, чтобы, увлекшись чем-то, не пройти случайно мимо входа в этот единственный день.
«Вы знаете, что если бы ведал хозяин дома, в который час придет вор, то бодрствовал бы и не допустил бы подкопать дом свой.» (Лк 12:39)
«…Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя.» (Откр 3:3)
Фактически бодрствование — это выражение популярного принципа «здесь и сейчас», только тут он применяется не для исполнения желаний, а для спасения души. Христианину необходимо непрерывно осознавать себя, бодрствовать душой, стремиться быть «в духе», стремиться к единению с Богом — такова максима этого седьмого дня, потому что:
«О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один; но, ка́к было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех,- так будет и пришествие Сына Человеческого; тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется; две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется. Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет» (Мф 24:40-42)
К этому же призывают и святые, когда говорят о непрерывном памятовании смерти:
…Со всяким человеком неразлучна мысль о смерти. Но неверующие худо ею пользуются, сетуя только о разлуке с приятностями жизни. Верующие же употребляют ее в пособие и врачевство от постыдных страстей (прп. Ефрем Сирин, 32, 114).
…Не забывайте, братия, где вы ныне и где будете наутро. Иные вчера беседовали в домах, и ныне молчат в гробах. Блажен, кто в этот день помнит о будущем дне (прп. Ефрем Сирин, 33, 454)
…Напрасно думают, будто память смертная отравляет жизнь. Не отравляет, а научает быть осторожным и воздерживаться от всего, отравляющего жизнь. Если бы побольше помнили о смерти, меньше было бы беспорядков в жизни, и частной, и общей (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 87, 118)