Ключи от Царства Небесного

В Евангелие от Матфея Христос говорит апостолу Петру: «…дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Евангелие от Матфея 16;19)

Что же это за ключи и что за связывание?

Слово «вязать» здесь означает не соединение одного с другим, а именно связывание, вязать — лишать возможности двигаться, делать что-то невозможным.
Слово «разрешать» имеет смысл прощать, отпускать, высвобождать
Возьмем крещение, — что делает священник в этом таинстве? Соединяет крещаемого с Духом Христовым и запрещает сатане властвовать над человеком. Что он делает в таинстве исповеди? — Соединяет, возвращает человека в лоно церкви и запрещает греху, который человек осознал и покаялся в нем, иметь власть над человеком.
Ключами могло бы оказаться что угодно, но вот Макарий Великий высказывает мысль:
«Что же такое ключи, как не Божественное и небесное слово, сказанное ими в силе слушающим с верою? (заметьте слово должно быть сказано в силе , а слышать его надо с верой) Ибо Божественное в силе слово открывает уши верных и, входя вовнутрь, открывает запертые лукавым двери сердца, и овладевает там пажитями души, то есть что сердце, открытое поистине силою Духа живого и действенного слова, более не будет заперто вовеки снова».
Т.е. ключи — это, в первую очередь, слово и благодать, ведь не существует таинств без слов молитвы.
Таким образом, через слово апостолам и их приемникам дана сила либо что-то запрещать на земле, либо что-то высвобождать.

Статуя апостола Петра с ключем. Собор Святого Петра в Ватикан
Статуя апостола Петра с ключом. Собор Святого Петра в Ватикан

Блж. Иероним Стридонский проводит параллель с Ветхим Заветом:
«Мы читаем в книге Левит (Лев. 14) о прокаженных, где повелевается, чтобы они показались священникам, и если на них есть еще проказа, то они признаются от священника нечистыми (immundi fiant — делаются нечистыми); это не то, что священники делают их прокаженными и нечистыми, а то, что они имеют знание о признаках прокаженного и не прокаженного и могут различать того, кто чист или нечист. Таким образом, как там священник прокаженного делает или чистым, или нечистым, так и здесь священник или пресвитер связывает и разрешает не тех, которые неповинны или виновны, но по долгу своего служения, когда услышит различие грехов, то знает, кто должен быть разрешен и кто — связан»
То есть на примере исповеди можно сказать, что от исповедующего требуется различение греха — точное понимание того, в чем он исповедуется и, хорошо бы, понимание причин породивших этот грех. От священника же необходимо услышать — различил ли свой грех кающийся. И в итоге — от одного прочтение молитвы с верой, а от другого — слышание с верой. И тогда слово входит внутрь человека и «открывает двери сердца» — появляется то самое чувство прощенного греха.
Повторим еще раз слова Макария Великого: «Ибо Божественное в силе слово открывает уши верных и, входя вовнутрь, открывает запертые лукавым двери сердца, и овладевает там пажитями души, то есть что сердце, открытое поистине силою Духа живого и действенного слова, более не будет заперто вовеки снова».

Раздел