Крест — древо жизни

Упоминание древа жизни можно встретить как в самом начале Священного Писания, так и в конце.

При сотворении мира о нем говорится наряду с древом познания добра и зла:

«И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла». (Быт 2:9).

По завершении этого мира и воскресении Ангел показывает апостолу Иоанну новый город — Небесный Иерусалим, и в нем он видит древо жизни:

«И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца. Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева — для исцеления народов». (Откр. 22:1-2)

Там же воскресший Христос говорит в послании церквам:

«Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия». (Откр 2:7)

Древо жизни и древо познания всего (добра и зла) — из названия следует, что эти деревья дают жизнь и дают познание, не то, чтобы плоды имели такое свойство, поскольку дерево не может быть источником жизни, но Тот, Кто создал его, и причиной познания не может быть дерево, но Тот, Кто создал его. Иными словами благодать Бога, действующая определенным образом через эти деревья производила и познание и жизнь.

«Указанная особенность этого дерева [жизни] не была, без сомнения, его естественным свойством, но представляла один из видов особого, сверхъестественного действия божественной благодати, связанной с вкушением его плодов, как со своим внешним символическим знаком.» (А.П. Лопухин)

«Имя древа познания добра и зла, без сомнения, относится к действию, которое оно могло произвести в человеке. Однако ж оно не могло быть источником познания, как потому, что сие несовместно с естеством древа, так и потому, что образ Создавшего был в человеке источником разума или познания (Кол. 3:10) и весь мир представлял ему образы добра». (Свт. Филарет Дроздов)

Насаждая эти деревья в Эдеме, Бог не ставил человека перед искушением или перед необходимостью выбора, они оба нужны, но каждое в свое время и для своих целей. Смерть же входит не столько из-за вкушения плода сколько из-за своевольного и несвоевременного вкушения.

Древо познания добра и зла (познания всего) скорей относится к познанию внешнего — отношению с внешним, рассуждению о нем, восприятие его. Древо жизни — внутреннего, самой тайны единения с Богом. Невозможно познавать внешний мир не принимая его Создателя. Но, обретая единение с Богом, человек обретает мудрость, познает мир в его истинном свете.

«…Бог сначала насадил посреди рая [древо познания и] древо жизни, указывая на познание как путь к жизни. Но первые люди не с чистыми мыслями воспользовались им, и лишились его через коварство змея. Ибо ни жизнь без познания, ни познание без истинной жизни не прочны. Поэтому-то то и другое деревья были насаждены рядом друг с другом». (мчн. Иустин Философ)

«…. мир умственный и мир чувственный — это два дерева, а человек причастен к обоим, ибо состоит из души и тела. Поэтому, когда высшая сила души склоняется к чувственному познанию и к телу, то здесь-то душа вкушает с дерева и получает опыт познания добра и зла: добра — когда тело испытывает природное удовольствие от вкушения чувственного, а зла — когда душа управляема худшим [началом], истощающим естественные силы.» (Прп. Максим Исповедник)

Крест животворящий

В земном мире древо жизни превращается в крест на котором распинают Христа — Причину и Источник жизни.

«Древо жизни, насажденное Богом в раю, предызобразило этот Честный Крест. Ибо так как смерть [вошла] через посредство древа (Быт. 2; 3), то надлежало, чтобы через древо же были дарованы жизнь и воскресение.» (Иоанн Дамаскин «Точное изложение православной веры»)

«Господь в порядке [естества] действовал в теле от врат утробы до врат гроба. Отверз Своим рождением заключенную утробу и отверз Своим // воскресением, окруженный и охраняемый гроб. Посреди же воздвиг крест, чтобы тем, кои рождаются из утробы подверженными смерти, сперва встречался крест, как бы древо жизни, плод которого они должны собирать и умножать в телах своих, дабы когда смерть соберет всех их в утробе своей, они разрушили ее и избавились от власти ее.» св. Ефрем Сирин. Толкование на Четвероевангелие // Творения: В 8-ми томах. Сергиев Посад, 1914. Т. 8. Гл. 21. С. 317-318

«Помимо своего действительного исторического существования (Откр 2.7; Откр 22.2), дерево жизни, как в самом Писании, так и у отцов Церкви получило таинственно-прообразовательное значение, указывая главным образом на дерево крестное, которым Господь возвратил нам жизнь духовную, и на таинство евхаристии как спасительный плод этой крестной жертвы (Ин 6.51-58 и др.), ведущей в жизнь вечную.»(Лопухин А.П.)

Иисус, будучи рожден как человек, тем не менее знает, что уготовано Ему и молит Отца пронести мимо чашу, но при этом не отказывается от нее, потому что в этом единение с Отцом, единение Троицы.

«И Сам отошёл от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился, говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет. Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его. И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю» (Лк 22:40-46)

Сказав прежде, что «ни жертвы, ни приношения, ни всесожжений, ни жертвы за грех,- которые приносятся по закону,- Ты не восхотел и не благоизволил», потом прибавил: «вот, иду исполнить волю Твою, Боже» (Евр 10:8-9)

Иисус исполняет волю Отца и Он воскрешает Его от тления все это совершается через крестное древо.

Крест — древо жизни посажено посреди рая
Крест — древо жизни посажено посреди рая

Древо жизни посажено посреди рая

«Когда древо жизни представляется посреди сада, то сим указует Св. Писание не столько на средоточие места, сколько на отличное свойство и очевидное оного величие. Так царь представляется посреди людей своих (3 Цар. 3:8).» Свт. Филарет (Дроздов)

По слову св. Феофана Затворника, дух есть «душа души человеческой», «сущность души».

По словам святого Иоанна Дамаскина, он не есть что-либо отличное от души и подобно ей самостоятельное, а есть высшая сторона той же души.

Христос, отвечая фарисеям «…отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть». (Лк 17:20)

Прп. Максим Исповедник: «Я считаю, что рай означает сердце человека, насажденное на востоке познания Бога. Посреди этого [сердца] Бог насадил дерево жизни и дерево познания добра и зла (Быт. 2,9). Древо жизни понимается как логос умопостигаемого, а древо познания добра и зла — как логос чувственного. Ведь в [нем] и есть познание добра и зла: для тех, кто, [созерцая] красоту творений, помышляет о Творце и от творений восходит к их Причине, — это познание добра, а для тех, кто останавливается на чувстве, обольщается наружностью чувственного и все вожделение души обращает к материи, — это познание зла. Если же кто-нибудь в недоумении возразит: «Как [рай] может означать [сердце] одного человека, если знание об одном и том же иногда становится благом, а иногда злом?» — ему следует ответить [так]: уже было сказано, что мир умственный и мир чувственный — это два дерева, а человек причастен к обоим, ибо состоит из души и тела. Поэтому, когда высшая сила души склоняется к чувственному познанию и к телу, то здесь-то душа вкушает с дерева и получает опыт познания добра и зла: добра — когда тело испытывает природное удовольствие от вкушения чувственного, а зла — когда душа управляема худшим [началом], истощающим естественные силы.»

Итак, Максим Исповедник говорит: «...рай означает сердце человека, насажденное на востоке познания Бога». Что означает «восток познания», что означает «восток» в этом контексте?

И на восходе, и на закате солнце можно видеть в одинаковом положении относительно земли — над горизонтом, наполовину скрытое горизонтом, за горизонтом, когда видны только лучи. Но есть принципиальная разница в мире, освященном восходящим и заходящим солнцем. На восходе мир затаился и ждет света, все живет ожиданием солнца, сливается в единой радости рождения нового дня при виде первых лучей, оживает и предается творчеству, труду ради будущего, ради нового дня — единого, целостного дня.

На закате мир рассыпается каждый по своим маленьким радостям, затихает каждый в своем маленьком углу, мир дробится на множество мелких фрагментов, и исчезает во тьме ночи, Бог исчезает из человеческой жизни, важным становится то, что рядом. что свое.

Это принципиальная разница восприятия мира — целостность или раздробленность и, в зависимости от типа восприятия, рождаются соответствующие мысли, чувства, желания, вся человеческая жизнь, в т.ч. формы поклонения.

Смерть дает дробное познание, уничтожает в человеке целостное видение мира, своей жизни, уничтожает внутреннюю целостность человека.

Апостол Павел об этом: «Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю». (Рим. 7:18-19)

Рождение и жизнь зарождают в человеке чувство собственной целостности, осмысленности жизни и мира, единение с жизнью. Слова Христа: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель». (Откр 1:8) и еще «Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом: глава Его и волосы белы, как белая во́лна, как снег; и очи Его, как пламень огненный; и ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих. Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лице Его, как солнце, сияющее в силе своей». (Откр. 1 12-16)

Змей предложил познать все, а первое знание, пришедшее к человеку, оказалось знанием своей наготы не столько телесной, сколько духовной, знание без истины оказалось страхом перед своим Создателем и духовной слепотой.

Как же приступить человеку к древу жизни, к Животворящему Кресту? Апостол Павел дает простой ответ:

«Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха.» (Рим 6:3-7)

В крещении мы рождаемся во Христа, в причастии соединяемся с Ним духом, душой и телом и становимся единой целостностью.

«Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода. Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам. Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин 15:1-5)

Крест Животворящий
Крест Животворящий

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

десять − шесть =

Прокрутить вверх